geomakss (geomakss) wrote,
geomakss
geomakss

Постмодерн.

Это слово часто употребляют в интеллектуальных разговорах, хотя, как правило, понимается оно как паллиатив, то есть неполное, не объясняющее всей сущности объекта понятие. Мало кто может с уверенностью сказать, что же такое постмодерн, в том числе и сами философы, которые многие года разрабатывали этот термин. Попытаемся в двух словах объяснить происхождение и значение постмодерна. Уже оксюморон – но всё же попробуем.

Для начала стоит понять, что постмодерн и постмодернизм – это два смежных, но разных понятия. Постмодерн – это некое глобальное состояние, совокупность политических, экономических, эстетических особенностей, мировой феномен, тогда как постмодернизм – культурное явление, состояние архитектуры, искусства, литературы. Эти понятия часто смешивают, что хоть и неверно, но вполне соответствует рассматриваемому явлению. Исследователи подходили к постмодерну с разных сторон. Хабермас подошёл с философской, Жан Лиотар с научной, а Фредерик Джеймисон с экономической. Так постепенно выкладывалась мозаика постомодерна из культуры и политики, но впервые описали процесс, как совокупный феномен, два классических философа – Фредерик Джеймисон и Перри Андерсон. Их концепцию мы и перескажем, и это, опять же, типичный постмодерн, где основные смыслы уже давно произведены и осталось только доставить их до определённой аудитории. Итак, поехали. Как в Зелёном Слонике, ха-ха – и такой шутовской стиль в серьёзном тексте – это тоже постмодерн.

Постмодерн (то, что после современности) не может возникнуть без, собственно, модерна (современности). Удивительно, но оба этих понятия были придуманы не в Европе или хотя бы в США, а на периферии, в Латинской Америке. Никарагуанский поэт Рубен Дарио в 1890 г. положил начало modernismo, чтобы добыть культурную независимость от Испании. Термин postmodernismо тоже появился в Латинской Америке, но уже в 30-х. Его придумал Федерико де Онис, на минуточку – друг Унамуно и Ортеги-и-Гассета. Тогда это было некое консервативное движение внутри модернизма. То есть изначально modernismo и postmodernismo – это художественные, эстетические категории, тогда как в 50-х гг. ХХ века, перекочевав из периферии в метрополию, они постепенно стали означать совсем иное, а именно – характеристику эпохи как таковой.

Периодизаций модерна и постмодерна существует множество. Известный историк Тойнби считал, например, что постмодерн возник уже в конце XIX века, когда национализм и индустриализация перестали быть прерогативой западного мира и распространились на периферию. Но эта концепция не стала общепринятой, а термин постмодернизм в 50-х гг. закочевал по трудам западных творцов, обосновавшись в литературе, поэзии, живописи, инсталляции и особенно в архитектуре. Целых два десятилетия постмодернизм прочно связывался с культурой, определённой эстетикой, через которые его и пытались определить. Постмодернизмов было много и они были разные, пока в 1979 году не была опубликована первая научная работа, оперирующая постмодерном, как философской категорией. Это произведение Жана Лиотара «Состояние постмодерна». По мысли Лиотара это момент, означающий революционное изменение во всех сферах человеческого существования. Лиотар, пусть и чуть-чуть поторопившись, провозгласил смерть больших и твёрдых конструктов: христианства, расизма, колониализма и так далее. Всё ныне дробится, обновляется и распадается вновь. Вместо старых идентичностей, вроде буржуазии или социалистов, стали появляться новые позиции, на которых строилось современное осознания себя: пол, раса, гендер, особенности психики и так далее. Это стало первой сущностной чертой постмодерна. Практически сразу другой философ, Юрген Хабермас, добавил, что постмодерн – это когда происходит тотальная колонизация жизненного пространства. Выходишь во двор, а там везде одинаковые домики, причем они не только здесь одинаковые, но, скажем, в Бирменгеме и в Италии точно такие же.

Понятие постмодерна потихоньку оформлялось, пока американский философ Фредерик Джеймисон в 1984 году не опубликовал эссе: «Постмодернизм — культурная логика капитализма». Джеймисон начинал как литературовед, поэтому его больше всего интересовала культурная сторона постмодерна, т.е. постмодернизм. Философ связал появление постмодерна с трансформацией капитала и определял возникновение «засовременности» в начале 70-х. Когда капитал включил в глобальные отношения самые отдалённые страны, когда усилилась миграция, спали табу с маргинальных сообществ (гомосексуалисты, феминистки, цветные и т.п.), когда тяжёлые производства оказались вынесены в третьи страны, когда уровень благосостояния достиг невиданных высот, когда вместо рук стали цениться знания, тогда и формируется экономическая основа постмодерна. Его культурную сторону Джеймисон охарактеризовал, как глобальную победу «северо-американского стиля». Если модерн предполагал наличие отношений между центром и периферией, места силы, закрытые группы, обороняющие свои сферы влияния, то логика постмодерна впервые стала всеобщей, стирающей границы. В неё включены все, что окончательно стало ясным с крушением СССР. Кстати, чем дольше развивается постмодерн, тем явственнее у него отсутствует центр – он растворяется во всех существующих институтах и отношениях. То есть банального сердца зла, как в каком-нибудь голливудском фильме, нет. Бить – некуда.

Кроме экономической причины возникновения постмодерна в 70-ые существует и техническая. А именно массовое распространение цветного телевидения, чьи образы стали настолько привлекательными, что окончательно оттеснили на периферию человеческого внимания старые СМИ. Очень важно, что телевиденье не имело исторических корней – это был гигантский шаг вперёд, образовавший существенный разрыв того, что было с модерном. Ну, а царство наступивших симулякров, то, как функционирует иллюзорный мир образов, описал Жан Бодрийяр. Его заслуга в том, что он объяснил по какому принципу циркулируют кровяные тельца постмодерна – кажимость, видеоряд, знаки. Это ещё одна особенность постмодерна: он постоянно воспроизводит себя через бесконечную сеть образов. Неплохая метафора – это лазерная сеть в фильме «Обитель зла», которая разрезает спецназовца на мелкие кусочки. Вот и мы также порезаны чужими смыслами на фрагментированные кусочки собственного «я», которое отчего-то считаем цельной личностью.

А скрыться мы не можем от целого ряда вещей, свойственного постмодерну. Это, во-первых, отказ от любой вертикальной иерархии и замена её равновеликими множествами. Это нелинейное время и эклектизм. Это всесмешение, анекдот, коллаж, низменность, популярность, профанация, массовость, отсутствие оригинальности, переход от производства к воспроизводству и так далее. Данные понятия сами по себе могут быть обнаружены и в модерне, и в премодерне, но только в постмодерне они стали тотальными, абсолютными. Опять же, с помощью новых СМИ.

Давать моральную оценку постмодерну бесперспективно, так как он всего лишь порождение позднего капитализма, совершившего переход от индустриальной экономики к сфере услуг. Философы спорят о его периодизации, характере и вообще о том, был ли он? В этом тоже нет ничего странного, потому что сегодня наличествуют уникальные условия для добавочного выбора – будь то идентичность, религиозная позиция или особый взгляд на мир. Можно мыслить ЧТО угодно и КАК угодно. Но постмодерн, обозначающий состояние нашей эпохи, лишён, пожалуй, самого главного. Точки опоры, откуда можно было бы полностью определить рассматриваемое понятие. Поэтому постмодерн с уверенностью заявляет, что нет ничего истинного. Есть лишь относительное.

И это, быть может, самая главная причина для того, чтобы не принимать постмодерн близко к сердцу.
Tags: постмодерн
Subscribe
promo geomakss october 9, 2017 19:26 51
Buy for 30 tokens
Многие из нас часто не задумываются о том, насколько важен здоровый и качественный сон, а ведь он является одним из важнейших факторов здоровья и долголетия. Во сне мы проводим треть жизни, что само по себе является очень большим отрезком времени и поэтому просто недопустимо спать в некомфортных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment